советы_тренерам_команд 03.02.2008 23:18 |
советы_тренерам_команд 08.02.2008 00:11 текущий |
| ====Советы тренерам команд==== | | ====Советы тренерам команд==== |
| + | (страница не окончена) |
| {{играем:книга:тренер.jpg |тренер}} | | {{играем:книга:тренер.jpg |тренер}} |
| На результаты, показываемые командой, влияет, в общей сложности, множество факторов. Это и уровень эрудиции ее членов, и психологический климат внутри команды, и многое другое. | | На результаты, показываемые командой, влияет, в общей сложности, множество факторов. Это и уровень эрудиции ее членов, и психологический климат внутри команды, и многое другое. |
| | | |
| ====2.Роль капитана==== | | ====2.Роль капитана==== |
- | Говорят, если команда показала высокий результат – это заслуга всех, а если команда сыграла плохо, то это «заслуга» капитана. | + | {{ играем:книга:капитан.jpg|капитан}}Говорят, если команда показала высокий результат – это заслуга всех, а если команда сыграла плохо, то это «заслуга» капитана. |
| Должность капитана команды – это не только слава, но и ответственность. У капитана во время игры есть несколько основных задач: | | Должность капитана команды – это не только слава, но и ответственность. У капитана во время игры есть несколько основных задач: |
| | | |
| | | |
| Команда должна понимать, что в первую очередь необходимо внимательно слушать ведущего и стараться записывать текст вопроса. В идеале, в команде должен быть человек, в обязанности которого входит сокращенная запись вопроса в правильной форме. Однако, если и другим игрокам удобней делать записи, это не возбраняется. Если в тексте вопроса цитируется стихотворение, можно дать следующий совет: один из членов команды записывает первую строку, следующий по часовой стрелке – вторую и т.д. Однако ведущий, как правило, стихотворения читает с достаточной для записи скоростью. | | Команда должна понимать, что в первую очередь необходимо внимательно слушать ведущего и стараться записывать текст вопроса. В идеале, в команде должен быть человек, в обязанности которого входит сокращенная запись вопроса в правильной форме. Однако, если и другим игрокам удобней делать записи, это не возбраняется. Если в тексте вопроса цитируется стихотворение, можно дать следующий совет: один из членов команды записывает первую строку, следующий по часовой стрелке – вторую и т.д. Однако ведущий, как правило, стихотворения читает с достаточной для записи скоростью. |
- | Ни в коем случае во время чтения вопроса нельзя вести каких-либо разговоров. Даже если уже во время чтения вопроса кто-либо из игроков считает, что он знает ответ, то крайне важно не оглашать его до окончания текста вопроса. Спросить могут совсем не о том, с чего начали. Команда, принявшись обсуждать, этого не услышит и даст ответ не на тот вопрос. | + | Ни в коем случае во время чтения вопроса нельзя вести каких-либо разговоров. Даже если кто-либо из игроков считает, что он знает ответ, то крайне важно не оглашать его до окончания текста вопроса. Спросить могут совсем не о том, с чего начали. Команда, принявшись обсуждать, этого не услышит и даст ответ не на тот вопрос, а это особенно сильно выбивает команду из равновесия. |
| + | |
| | | |
| ====4. Минута обсуждения.==== | | ====4. Минута обсуждения.==== |
| {{играем:книга:минута_обсуждения.jpg |Минута обсуждения}}Во время минуты обсуждения желательно соблюдать несколько правил: во-первых, не молчать (минута обсуждения, а не минута молчания); во-вторых, говорить по очереди; в-третьих, озвучивать все версии, пришедшие на ум, даже если они кажутся абсурдными (нередко именно такие версии оказываются правильными). Очень часто в начинающих командах после объявления правильного ответа можно услышать: «А я об этом подумал, но решил, что это глупость, и решил промолчать». | | {{играем:книга:минута_обсуждения.jpg |Минута обсуждения}}Во время минуты обсуждения желательно соблюдать несколько правил: во-первых, не молчать (минута обсуждения, а не минута молчания); во-вторых, говорить по очереди; в-третьих, озвучивать все версии, пришедшие на ум, даже если они кажутся абсурдными (нередко именно такие версии оказываются правильными). Очень часто в начинающих командах после объявления правильного ответа можно услышать: «А я об этом подумал, но решил, что это глупость, и решил промолчать». |
| Как следствие всего выше сказанного, - категорически запрещается высмеивать версии товарищей по команде, называть кого-то глупым и т.д. | | Как следствие всего выше сказанного, - категорически запрещается высмеивать версии товарищей по команде, называть кого-то глупым и т.д. |
| + | И еще одно очень важное правило. Если вы играете в «Что? Где? Когда?», не путайте эту игру с «Брэйн-рингом» и не спешите сдавать ответ на первых секундах. Проще говоря, никогда этого не делайте. Если у вас, как вам кажется, есть готовый ответ, а время «не жмет», посмотрите еще раз на то, соблюдена ли форма ответа, и правильно ли указаны имена или названия. Но даже если это в порядке, оставьте бланк ответа на столе до истечения времени для обдумывания. Нередко случается так, что вы ответили неправильно, а правильный ответ приходит позже, возможно на последних секундах и вы еще успеваете исправить ошибку. |
| И последнее, очевидное, но иногда забываемое правило – игровая минута не должна тратиться на обсуждение предыдущих вопросов. По отношению к ним должно действовать правило «отыграли – забыли». В противном случае, посетовав, например, по поводу неправильно выбранной версии, команда пропустит текст следующего вопроса и не ответит еще на один. А «разбор полетов», как уже упоминалось, - после игры. | | И последнее, очевидное, но иногда забываемое правило – игровая минута не должна тратиться на обсуждение предыдущих вопросов. По отношению к ним должно действовать правило «отыграли – забыли». В противном случае, посетовав, например, по поводу неправильно выбранной версии, команда пропустит текст следующего вопроса и не ответит еще на один. А «разбор полетов», как уже упоминалось, - после игры. |
| | | |
| По окончании игры, независимо от результата, команду необходимо за что-нибудь похвалить (за то, что старались, ответили на вопросы, с которыми не справились другие команды, обошли хотя бы одного соперника и т.д.). Впоследствии можно будет провести с командой анализ игры, восстановить ход обсуждения отдельных вопросов, чтобы понять допущенные ошибки. Не надо искать виноватых! Задача – исключить эти ошибки в будущем. Хотя, если кто-то плохо вел себя и мешал играть остальным, сделать замечание следует. | | По окончании игры, независимо от результата, команду необходимо за что-нибудь похвалить (за то, что старались, ответили на вопросы, с которыми не справились другие команды, обошли хотя бы одного соперника и т.д.). Впоследствии можно будет провести с командой анализ игры, восстановить ход обсуждения отдельных вопросов, чтобы понять допущенные ошибки. Не надо искать виноватых! Задача – исключить эти ошибки в будущем. Хотя, если кто-то плохо вел себя и мешал играть остальным, сделать замечание следует. |
| Приведенные выше советы не могут дать стопроцентной гарантии победы команды. Кроме них существует множество нюансов, понимание которых приходит только с игровым опытом. Однако, знание основных правил поведения, поможет новым командам не наступать во время игр на старые затоптанные грабли. | | Приведенные выше советы не могут дать стопроцентной гарантии победы команды. Кроме них существует множество нюансов, понимание которых приходит только с игровым опытом. Однако, знание основных правил поведения, поможет новым командам не наступать во время игр на старые затоптанные грабли. |
| + | А теперь усвоим основные правила: |
| + | 1. Все проблемы - дверь игровой площадки; |
| + | 2. Без ритуала не начинаем; |
| + | 3. Капитан всегда прав; |
| + | 4. Во время вопроса – тишина, во время обсуждения – не молчать; |
| + | 5. Не сдавать досрочных ответов, думать до конца; |
| + | 6. Вопрос отыграли и забыли; |
| + | 7. Разбор полетов после игры. |
| + | Для опытных команд эти правила давно стали аксиомами и даже идиомами, чем-то вроде слоганов. |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | ====6. Основные роли игроков в команде==== |
| + | {{играем:книга:команда.jpg|}} |
| + | Возможно, эта глава была бы более уместна для следующей книги, поскольку то, о чем пойдет речь, несколько выходит за пределы навыков первой необходимости. Однако, рано или поздно, команды вырастают из новичков в стабильные спортивные команды и заметить эту грань практически невозможно. Так что лучше приобрести некоторые знание раньше, чем они могут пригодиться. Итак, из всех ролей в команде мы детально рассмотрели только одну – капитана. Рассмотрим остальные пять. |
| + | Для начала ответим на вопрос: «Что такое команда в интеллектуальных играх?» Можно ответить просто: «Коллективный интеллект». То есть «искусственно смоделированный и хорошо работающий прибор для выполнения поставленной умственной задачи в кратчайшее время». Значить команда - это не просто подбор что-то знающих людей, а уравновешенный организм, где каждый игрок выполняет свою функцию, но активно взаимодействует с остальными. В сущности, основных качеств, необходимых человеку для наличия интеллекта, как ни странно, как раз шесть. Если вы найдете седьмое и докажете, что оно столь же важно, будем благодарны. Давайте же рассмотрим эти качества и представим, что каждый игрок отвечает за одно из этих качеств. Для удобства присвоим ответственным собственные номера. |
| + | |
| + | |
| + | {{ играем:книга:банк.jpg|банк}}Номер Первый. Номер первый. Знания, накопленные человеком, естественно, один из главных инструментов. Без них трудно играть в интеллектуальные игры. Но они, знания, это только книжная полка, архив, банк, в котором хранятся данные. Назовем это качество «банк данных». Определение прижилось в мире ЧГК, не будем изобретать иного. Представим себе, что это игрок команды: он много знает, то есть, помнит даты, события, названия столиц государств и созвездий, имена великих людей и т.д. Одним словом – отличник. Как ни удивительно, но для команды полезно, чтобы такой человек был один. По крайней мере, один должен быть самым главным «банком данных». В противном случае два «банка» могут конкурировать, чем только ухудшат результативность всей команды. Конечно, все члены команды должны немало знать, но ответственный за информацию пусть будет один |
| + | |
| + | {{играем:книга:комбинаторик.jpg |аналитик}}Номер второй. Можно много знать, но с трудом соединять имеющиеся данные. А можно, наоборот, и не быть отягощенным багажом знаний, однако, обладать быстрым аналитическим умом. Так, например, гроссмейстер всего лишь переставляет незатейливые фигурки, однако люди справедливо говорят о таких людях, как об умных. В соединении этих двух качеств большая сила. Вот и дадим на подмогу «банку данных» шахматиста, сыщика, аналитика. Так и назовем его – «аналитик». И их уже двое. Они могут многое, но далеко не все. Во-первых, человеку свойственно ошибаться, а двоим тем более. |
| + | |
| + | {{ играем:книга:фантазер.jpg|фантазер}}Номер третий. Вы не замечали за собой, что порой для решения какой-нибудь проблемы Вам не хватает… смелости? Если не обманывать самого себя, ответ будет положительным. Правда можно назвать это более точным словом и получится «не хватает фантазии». Именно фантазия, умение вовремя отказаться, казалось бы, от надежного, привычного, но, увы, не лучшего решения, часто подводит как человека, так и коллектив. Фантазия, творческое начало, является важным качеством и во время мозгового штурма и здесь незаменим человек, который вовремя выдвинет смелую, может даже нелепую версию. Даже если эта версия и неверна, она поможет другим отказаться от неправильной и начать поиск в другом направлении. «А что, если это не живой человек, а вымышленный?», «А если это происходит не на Земле?», «А если эти собаки – роботы?», «А если это год не нашей, а ДО нашей эры?». Так, вовремя заданный «фантазером» вопрос легко может натолкнуть команду на верную мысль – посмотреть на происходящее совсем с другой стороны. Не всегда это приносит свои плоды, но если не иметь «фантазера», авторы вопросов будут постоянно ловить вас на игре слов, понятий, образов. Итак, третий – «фантазер». |
| + | |
| + | |
| + | {{ играем:книга:критик.jpg|критик}}Номер четвертый. Но фантазер, особенно активный, эмоциональный, может увлечь за собой команду. И вот, вместо верного ответа команда начинает увлекаться красивыми, невероятными и тоже неверными версиями. Человеку вообще свойственно увлекаться своими собственными идеями. Что же должно удержать игроков от этого коварного, скрытого в самом себе неприятеля? Конечно, критика. Проверять версии на прочность, искать ошибки в своих собственных утверждениях, работа неблагодарная и неприятная. Но полезная. Это как органы правопорядка: их не любят, но без них и не обойтись. За игровым столом должен быть контроль, а значит и «контролер». Пусть это будет жесткий, непреклонный, придирчивый ворчун-зануда, но без него дело может не заладиться при всех самых благоприятных составляющих. |
| + | |
| + | {{играем:книга:интуит.jpg |интуит}}Номер пятый. Можете смеяться, но без потусторонних сил, так мало изученных человечеством, на благосклонность умницы-фортуны рассчитывать не следует. А если серьезно, то нельзя списывать со счетов такой фактор, как интуиция. Кто-то в нее верит, кто-то нет, но когда дело доходит до выбора «пятьдесят на пятьдесят» нужен человек с хорошо развитой интуицией. И лучше, если женской. Многочисленные опыты уже давно доказали преимущество женской интуиции, созданной природой для защиты не только себя, но и ребенка, над мужской. «Женщина сердцем чует» - говорил главарь «Черной кошки» устами Джигарханяна. И, пожалуй, был прав. В безвыходных ситуациях лучше положиться на это чутье, чем бросать монетку или писать в ответе «Пушкин», авось пройдет. |
| + | |
| + | Вот мы и укомплектовали состав: банк данных, аналитик, фантазер, контролер, человек с интуицией и, конечно, капитан. Конечно, это некая идеальная и далеко не единственная модель «искусственного интеллекта» и вряд ли удастся вот так сразу ее смонтировать, отладить и запустить в работу. Но если члены команды распределят между собой хотя бы некоторые из указанных функций и будут их тренировать, команда будет играть уверенней, надежней и, как следствие, результативней. |
| + | |
| + | |
| | | |